Download
Доклад по теме "Историческое значение принятия христианства на Руси"
Историческое значение принятия христианс
Microsoft Word Document 28.2 KB
Download
презентация к докладу "Историческое значение принятия христианства"
Историческое значение Крещения Руси.zip
Compressed Archive in ZIP Format 7.9 MB
Download
Выступление
структура рабочей программы по истории.d
Microsoft Word Document 13.6 KB
Download
образец программы к выступлению
Образец программы.docx
Microsoft Word Document 46.9 KB
Download
Воспитательная и внеурочная деятельность
Microsoft Word Document 34.3 KB
Download
план научно-исслед.doc
Microsoft Word Document 51.0 KB
Download
Формирование личностных качеств школьник
Microsoft Word Document 40.6 KB
Download
Программа воспитания и социализации.pptx
Microsoft Power Point Presentation 347.7 KB

Мой проект

Download
Проект перспективного развития «Историческая информационная телестудия»
Тихон Снежана Яковлевна ПРОЕКТ.doc
Microsoft Word Document 818.5 KB

Мои публикации

 

(Статья  о моей технологии)

Элементы проектной деятельности на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС ОО: проблемы, перспективы.

По ФГОС второго поколения, при изучении общественно-научных предметов, задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной. Но форма отчетности результатов УУД выпускника остается одна – это ОГЭ и ЕГЭ. Где совершенно не важно, какая личность выполняла тест, оценивается лишь предметный результат. Полное соблюдение всех требований ФГОС при организации учебной  деятельности становиться проблематичным. Поэтому педагог вынужден осуществлять поиск и апробацию инновационных технологий своей  работы с целью создания оптимальных условий для достижения качества, определенного ФГОС.

Одной из форм деятельности педагогов-историков, по направлениям, предлагаемым ФГОС, является проектная деятельность.

  Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов. Наш курс истории и обществознания не является исключением.

 Работа над проектом ведется по всем известному плану: подготовка, планирование, исследование, формулирование выводов, защита, оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Проект это большая, творческая работа, требующая большого количества времени. А по программе, к примеру,  по истории на изучение одной темы выделяется всего лишь один час. Ясно, что не по всем темам можно сделать проект, но применять его элементы  на уроке вполне возможно.

Хочу представить вам пример такого урока,  разработанного в рамках моей педагогической технологии «Использование элементов проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания в условиях технического лицея»

   Класс делиться на 2-3 творческие группы во главе с председателем. Он распределяет между остальными членами группы роли (см.Таблица 1).  Каждой группе раздаются маршрутные листы, ставится конкретная задача: представить презентацию по заданной теме в любой форме: стенгазеты, выставки, слайд-шоу и т.д. Пути решения  она ищет самостоятельно. Учитель предупреждает, что за свою работу в группе,  каждый получит отметку. Это стимулирует всех участников внести свой вклад в исследование. Преподаватель выполняет функцию контролера и консультанта. Работу можно начать на уроке, а подготовить окончательный результат своих заданий дома. Причем от подготовки каждого зависит успех проекта каждой группы. Но можно вписать его и в рамки одного-двух уроков. Вот пример содержания  маршрутного листа такого урока:

Тема урока: «Духовная жизнь в России в 30-е годы ХХ века» (9 класс).

Вопросы  и задания.  (Для всех групп) найти и записать в тетрадь ответы на вопросы: 1.В чем заключается Политический смысл социалистического реализма? 2. Какие новые учебные заведения открыты в связи с развитием культуры? 3. Какие направления искусства развивались быстрыми темпами и почему? 4. Соберите наиболее интересный материал для презентации проекта, используя различные источники : учебник, интернет-ресурсы, приготовленный материал, информацию от учителя и др. Для более плодотворной работы разделите задания между членами группы.

Таблица 1.

Роли

Функции

Фамилия Имя

Председатель

информационная помощь, отслеживать конечный результат проекта

 

Организатор

Следить за  дисциплиной в группе, регулировать деятельность (чтобы все работали)

 

Составитель

скомплектовать проектные пары, распределить план работы

 

 

Техник (и)

Привлекает к работе технические средства (компьютер, планшет, телефон)

 

Проверяющий

проверить письменные работы, ведение тетрадей

 

 

Ассистент

привлекать необходимые пособия, карты, плакаты, раздаточный материал и др

 

Группа №1   Развитие образования и науки в 30-е годы  ХХ века в России

Это надо знать и помнить.

При защите своего проекта заполните пропущенные места (предусмотреть после каждого задания)в данных:

1.   Выделите принципы развития образования в советской России в 30-е годы.

2.   Развитие получили науки (заполнить таблицу): состоящую из трех граф: область науки, деятели науки, основные достижения.

3.   Кто изображен на портретах? (Разместить портреты некоторых деятелей науки).

4.   Дайте определение понятию «культурная революция».

5.   Укажите недостатки Культурной революции в России в 30-е годы ХХ века.

6.   Сделайте вывод о развитии науки и образования в 30-е годы ХХ века.

Количество  маршрутных листов с различными заданиями определяется по количеству групп.

В конце работы сдается заполненный учениками оценочный лист, в  котором размещены две таблицы. Первая содержит графы: название деятельности, кто работал, что конкретно сделано по проекту, самооценка, оценка группы, оценка учителя. Вторая называется «Дайте предварительную оценку подготовленных проектов других групп» и включает графы: номер группы, очень понравилось (познавательно, интересно), (что именно), допущенные ошибки, рекомендации на будущий проект, предварительная оценка проекта.

В такой работе есть и минус, ее выполнение требует большого времени и невозможно на каждом уроке опросить всех, отсюда реальная возможность возникновения пробелов в знаниях у не очень добросовестных учащихся или тех ребят, которые болели. Поэтому в классе есть «Служба ликвидации пробелов» из ранее подготовленных мною учащихся, они-то и исполняют роль председателей. Еще существенная проблема: такой урок требует колоссальной подготовки от учителя, что никак не экономит его время.

Но при таком методе достигается понимание и запоминание материала. Коллективный, творческий труд подталкивает каждого ответственно подойти к работе, к пониманию того, что именно от его работы зависит успех всей группы.

 

Приведу несколько предложений, которые могли бы повлиять на решение проблем: формирование методического банка (например, виртуальный методический кабинет на сайте школы и муниципального отдела образования); использование ресурсов интернет - пространства; систематизировать курсовую подготовку педагогов, проведение методических занятий и семинаров; техническое обеспечение работы  ребенка в классе, в школе.